среда, 1 декабря 2010 г.

Как уберечь свой интеллект от стресса!!!

Наверняка вам знакомы такие выражения, как «я не владею собой в ярости», «от страха я совершенно не соображаю», «схожу с ума от боли», «был как в тумане». Они достаточно ярко описывают выключение интеллекта в условиях острого стресса. Интеллект определяется как механизм, который принимает и обрабатывает поступающую информацию, а затем решает, как следует поступить.

 В ситуациях острых переживаний, которые приводились выше, способ переработки информации нарушается, утрачивается адекватность восприятия и снижается вероятность найти оптимальный способ решения проблемы. Человек, испытывающий острый стресс, перестает понимать, осмысливать и различать чувства. Основные психические резервы направляются на то, чтобы обрести состояние равновесия.
 С появлением неприятных событий и возникающих при этом негативных состояний затрудняется процесс обработки информации.
 Каждый раз, сталкиваясь с похожей ситуацией, человек снова погружается в негативное состояние, в котором интеллектуальная переработка информации затруднена. На не переработанную до конца ситуацию накладывается следующая похожая ситуация, и человек начинает терять способность самостоятельно решать проблему. Постепенно это приводит к повышению тревожности, которая сознательно подавляется человеком во внешнем мире. Таким образом, у человека накапливаются множества не пережитых и не прочувствованных ситуаций. Реакция человека на внешний раздражитель в таком состоянии исключает деятельность интеллекта, поэтому в процессе принятия решения он действует стереотипно.
  Психологи Соединенных штатов пришли к выводу о том, что среднестатистический взрослый человек, добившийся в жизни успеха, использует только десятую часть исходных ресурсов своего интеллекта. В то время как оставшиеся 90% занимаются поддержанием и воспроизведением стереотипов поведения и чувствования, сложившихся благодаря не переработанной интеллектом информации о прошлых неприятностях и перегрузках.
  По окончанию стресса человек избирает такую модель поведения, которая скорее избавляет от тяжелых переживаний и мыслей, чем решает проблему. Со временем такая модель поведения становится стереотипной для данного человека, который таким образом защищается от стресса. Год от года при постоянном включении этого механизма в стрессовой ситуации стереотипы закрепляются, что снижает интеллектуальную деятельность человека, его потенциал. В подобных ситуациях стереотип за человека выбирает вариант его поведения.
  Можно выделить следующие признаки состояния интеллекта в данной ситуации:

* Человек, решая проблему, не получает удовольствия

* Состояние творческой активности и желания решать проблему не возникает

* Нет интереса к проблеме

* Замораживаются мысли, чувства, ощущения, реакции становятся вялыми, отсутствует инициатива в поиске решения.
  Однако далеко не все люди подвергаются влиянию стереотипов. Хотя у каждого в той или иной степени присутствуют стереотипы; некоторым они только мешают свободно творить, а для других усложняют процесс переработки информации.
 К счастью процесс упрочения стереотипного, непроизвольного поведения обратим, а способность к творчеству может восстановиться.
 Какие же условия активного поведения благоприятствуют разрушению выработанного механизма стереотипной реакции? Иначе говоря, как научиться адекватно себя вести в стрессовой ситуации. Мы достигаем этого, если:

• учимся распознавать стереотипные механизмы;

• начинаем переживать до конца свои чувства и ощущения, отделять их от мыслей, а мысли от действий;

• относимся к себе с вниманием и заботой, живем с удовольствием;

• создаем благоприятные условия для работы своего интеллекта;

• воспринимаем проблемы как интересные задачи, ищем свои способы их решения;

• если находим те ситуации, в которых интеллектуальная активность подавляется, и стараемся посмотреть на них по-новому.

  Хочется также обратить внимание читателя на внешние детерминанты, которые влияют на формирование активной интеллектуальной жизненной позиции.
  Переживание эмоций до конца. Воспитанные, послушные, управляемые дети не могут себе позволить спонтанно выражать эмоции и познавать их. Ведь, родители тут же бросаются или утешать, или ругать, или каким-то образом вмешиваться в процесс эмоционального реагирования, прерывая его, тем самым лишая ребенка возможности увидеть и почувствовать конец этого процесса. Им необходимо учиться опираться на чувства как на необходимую часть информации, поступающую для работы интеллекта. Научиться использовать чувства в процессе принятия решения. Выплакаться или рассердиться иногда бывает очень важно, даже необходимо любому взрослому человеку. Некоторые люди лишены этой возможности и не могут вступить в контакт с чувствами, постоянно их прерывая. Они заталкивают их внутрь себя как нечто грешное, запрещенное, неприятное окружающим. Однако, подавленные чувства не исчезают бесследно. К сожалению, людей, позволяющих другим открыто выражать чувства довольно мало.
  Когда научимся чувствовать, стресс для нас уже не будет испытанием. Мы стремимся подавить чувства, которых боимся, и избегать ситуаций, способных принести чувственный дискомфорт. Стоит отметить, что именно эти ситуации наиболее эффективно развивают наш интеллект. Проще всего включить старую заезженную пластинку, и окунуться в новую привычную для нас травматическую ситуацию. Но к чему мы в результате придем?
  Входя в контакт с чувствами и их телесными проявлениями, изменяя к ним свое отношение, мы, тем самым, возрождаемся и автоматически повышаем свою творческую активность.
  Современному человеку не хватает движений, его физиологические ритмы нарушены. С детства он должен учиться приспосабливаться под общий режим: следовать моде, нося не слишком удобные вещи, дышать загрязненным воздухом и глотать таблетки при малейшем телесном дискомфорте. С одной стороны это дает нам стабильность и ощущение безопасности, но с другой, - не додает нам ощущений такого качества и количества, которые могли бы научить нас ориентироваться в мире и слышать себя. Поэтому многие из нас совершенно беспомощны перед лицом стресса. Живя в таком темпе, повышается психологическая напряженность и малейшее изменение внешних условий, вызывает тревогу, которая, усиливаясь, блокирует работу интеллекта. Если человеку удастся познакомиться ближе с ощущениями и состояниями телесного комфорта и дискомфорта, научиться отличать одно от другого, научиться выбирать свое: свой режим, свою пищу, удобную одежду, необходимые (а не только социально приемлемые) ощущения - количество факторов, вызывающих у него стресс, уменьшится. И, следовательно, порог, за которым наступает выключение интеллекта, становится более высоким. Таким образом, устойчивость к стрессу увеличится.
  Важным и последним фактором является социальный, связанный с тем способом, которым мы обучаемся интеллектуально функционировать.
  Начиная со школы, интеллект работает в основном на поглощение информации. Мы проглатываем информацию разорванными частями, что чаще всего сопровождается негативными эмоциями, неприятными ощущениями и стрессами, обусловленными вынесением и проставлением оценок. Для нас это привычно и является социальной нормой. Однако мы упускаем из виду важный компонент интеллектуальной деятельности – самостоятельную переработку информации и принятии решения о ее необходимости.
  Школьники запоминают материал, решают задачи, но эта информация предоставляется им в виде заданий, которые в последующем будут оцениваться. Свободная, произвольная работа с информацией остается малодоступной, когда время загружено заданной. Информационные события стандартизированы и стереотипны. Основная задача - не переваривать, а поглощать. У нас не остается выбора и приходится заставлять себя изучать все предметы без разбора. Получается, что возможности к самостоятельной активной интеллектуальной работе учащийся практически не имеет. Путем многолетней привычки выполнения стандартных заданий человек выходит в жизнь, где ему предстоит столкновение с ситуациями острого стресса принятия самостоятельных решений, к которым он оказывается совершенно не готов. Современное образование не предусматривает обширное развитие потенциала интеллектуальных способностей учащихся. Поэтому многим людям сложно выйти за рамки привычного поведения.
  Мы приходим к выводу о необходимости изменить привычный подход к получению и переработке информации, что возможно в любом возрасте независимо от того, как долго действовали стереотипные подходы.
  Включая все свои резервы и стараясь максимально использовать интеллект, вы можете обнаружить живейший интерес к проблемам. И при этом получать большое удовольствие от возрастающей творческой активности, способствующей решению проблемы. Давайте выйдем за рамки привычного и начнем радоваться новому, ощущая при этом себя уверенно в процессе творческой интеллектуальной деятельности. Все в наших руках!

Комментариев нет: